Версия для слабовидящих

Советы психолога

Подросток: уже не ребёнок, но ещё не взрослый

В нашей речи понятие «подростковый возраст» носит нарицательный характер, подразумевающий наличие трудностей, с которыми сталкивается взрослеющий «уже не ребёнок, но ещё не взрослый», и его близкие. Эпитеты «трудный, критический, переломный» — не случайны. Подростковый возраст является критическим для становления и самоопределения личности. Именно в этот период возникают проблемы поиска себя, выбора жизненного пути. Центральным новообразованием личности в этом возрасте является развивающееся чувство взрослости и стремление добиться от окружающих соответствующих прав и уважения.

 Кроме того, объективными причинами «трудностей» этого возраста является физиологическая перестройка организма, неопределённость социального положения юношества.  Механизмы социального контроля в переходном периоде не эффективны: контроль, основанный на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действует, а способы самоконтроля и самодисциплины ещё не достаточно сформированы и не освоены.

Роль ребёнка, так же как и роль взрослого, чётко определена обществом. О ребёнке заботятся и несут ответственность взрослые, за него выбирают и решают, что ему делать. Взрослые в свою очередь несут собственную ответственность, и имеют свободу выбора. К подростку же общество предъявляет противоречивые требования безоговорочного послушания (как от ребёнка), а так же повышенной ответственности и осознанности (как от взрослого), т.е. общество требует самостоятельности, при этом требует безоговорочного подчинения, и в случае не послушания за каждый поступок отвечать будешь сам по всей строгости. Не напоминает ли это положение казарменный или даже «строгий» режим? Мы, взрослые, часто требуем от подростков того, на что они пока ещё не способны. Наша задача содействовать формированию навыков самоконтроля и самодисциплины, подавая соответствующий пример, демонстрируя собственные навыки и умения. Самый эффективный способ научения — подражание. Можно ли научить подростка спокойствию, повышая на него голос? Можно ли требовать от подростка сострадания и отзывчивости, проявляя к нему жестокость и невежество? Стоит ли ожидать от подрастающего поколения почёта и уважения, осыпая молодёжь оскорблениями?

Период подросткового возраста определяется по-разному. В психологии чаще всего применяется периодизация по Д.Б. Эльконину:  10 (11) – 14 (15) лет – младший подростковый возраст; 14 (15) – 17 (18) лет – старший подростковый возраст. Разделение периода подростничества на 2 этапа обусловлено различием в ведущей деятельности и соответствующих новообразований в психике:

— в младшем подростковом возрасте ведущая деятельность — межличностное общение, новообразование в психике – чувство взрослости, овладение нормами коллективной жизни, критическое отношение к окружающим.

— в старшем – учебно-профессиональная деятельность,  новообразование  – профессиональное самоопределение, формирование самосознания и мировоззрения.

Уточню, что самым важным для подростка 4 (5) – 7 (8) классов является общение. Для него важнее то, что о нём скажут сейчас, принимают ли его в компанию сверстники или нет, а не то, кем он будет когда-то в далёком будущем. Кроме того, подросток уже понял, что взрослые не всегда делают то, что говорят, и общество противоречиво устроено, в нём много несправедливости. Именно поэтому подросток критично настроен к окружающим: легко обижается, проявляет неуважение и протестует. А часто ли мы взрослые проявляем несогласие? Всегда ли мы делаем то, что нам кажется не важными  и не интересным?  Как мы справляемся с ситуацией неуважения к нам самим, нашим интересам и потребностям?

У старших подростков 7(8) — 10(11) классов наблюдается формирование мировоззрения. Т.е. только к этому возрасту ученик начинает понимать для чего ему нужно учиться, а значит появляется видение будущего и своего места в жизни. Подростку этого возраста важно понимать многообразие жизни, не только в наказаниях и поощрениях, но и в наблюдениях за жизнью разных людей. Важно поощрять и побуждать интерес подрастающего поколения к разным видам деятельности и ознакомления с профессиями разных сфер. Слышали ли вы в свой адрес насмешки, высмеивающие ваш возможный профессиональный выбор? Что это как не проявление неуважительного отношения к вам? Не допускайте этого! Пусть подросток верит в то, что он может стать тем, кем захочет! Подросток ещё не знает кто он, он ищет себя и определяется. Помогите ему в этом, проявляя к нему уважение и поощряя его чувство взрослости.

Саблина Вера Павловна, педагог-психолог МБУ ДО «ЦДТ им. Г.И. Чикризовой» Харабалинского района

Родителям будущих первоклассников: адаптация и дезадаптация  ребёнка к школе

Вот и пришла весна. Родители будущих первоклассников подают документы на зачисление  детей в школу, планируют приобретение всего необходимого для школьного обучения. Мало-помалу родители и дети всё чаше думают о школьном образовательном процессе, испытывая надежды на успех, или опасение школьных трудностей.

Под школьными трудностями понимается весь комплекс школьных проблем, которые возникают у ребенка в связи с началом систематического обучения и приводят к выраженному функциональному напряжению, отклонениям в состоянии здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения.

Адаптация (в переводе с латинского «adaptore” — приспособлять) — враждённая и приобретённая способность приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Адаптация делиться на три уровня: высокая, низкая и средняя. Высокий и низкий уровень адаптации формируется под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни.

Дезодаптацией можно назвать ситуацию в которой в которой человек не в состоянии принять (адаптироваться) к новой ситуации в своей жизни или изменить патологическую (болезненную) ситуацию.

Человек с высоким уровнем адаптации способен превращать ситуацию дискомфорта в приятную, удобную для себя, находя наиболее эффективные способы взаимодействия со средой.

Основными показателями благоприятной адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контакта с учащимися, учителями, овладение навыками учебной деятельности.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка — это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность, или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Могут возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т. д.

Дезадаптация  — противоположный адаптации процесс, проявляется на трёх уровнях, родителям и специалистам важно уметь их распознавать.

  • Физиологический. Проявляется в функциональных нарушениях, таких как: расстройства пищеварения, нарушения сна, обострение хронических болезней, постоянное напряжение и не способность расслабиться, снижение иммунитета. Может наблюдаться переутомление, чрезмерная не характерная активность, либо вялость.

  • Психологический. Самооценка ребёнка неадекватна: либо чрезмерна завышена, либо сильно занижена; восприятие действительности и своих действий искажено; наблюдается неустойчивость эмоционально-волевой сферы. Ребёнок больше не реагирует типичным для себя способом, его реакции либо чрезмерно эмоционально окрашены, либо напротив имеют апатичный характер.

  • Социальный. Отказ приспосабливаться к изменившимся условиям жизни, следовать общественным и образовательным требованиям, не желание стремиться к достижению успеха, прилагать для этого усилия. Это может проявляться в равнодушном или негативном отношении к учёбе, к жизни в целом, к другим людям, к самому себе; снижение потребности узнавать новое, расстройствах поведения.

Плаксивость, негативизм, агрессия — явные признаки дезадаптации.

Врождённые или приобретённые физические недостатки, задержка психического развития в силу педагогической запущенности или ограниченности возможностей здоровья, неблагоприятное воспитание (гипер и гипоопека), неблагополучие в семье снижают адаптивные способности человека.

Периоды физиологической адаптации ребёнка к школе

  1. Физиологическая буря. Период длится первые две-три недели. В это время организм ребенка на все нагрузки и новшества отвечает напряжением всех систем.

  2. Нестойкое приспособление. Детский организм находит приемлемые реакции на новые условия.

  3. Относительно устойчивое приспособление. В этот период организм первоклассника реагирует на нагрузки уже с меньшим напряжением

 Одним из простых и действенных методов помогающий физиологической адаптации, является соблюдение режима труда и отдыха.

  • Полноценный сон. Первоклассникам для полноценного отдыха необходимо спать по 10-11 часов в сутки. В этом возрасте, особенно в первой половине учебного года, рекомендуется и дневной сон.

  • Физическая активность и хобби. Умственную активность ребенка нужно сочетать с двигательной, полезно так же заниматься творчеством. Занятия в спортивных секциях, рисование, пение, танцы, и просто прогулки на свежем воздухе поможет легче пережить адаптацию в школе.

  • Труд и отдых. Подготовка уроков должна проводиться так, чтобы после 30 минут беспрерывного занятия наступал 15-минутный перерыв. Пик активности мозга детей в первом классе приходится на 9-12 часов и 16-18 часов.

  • Разнообразный рацион питания, в который входит горячий завтрак, потребление белковых продуктов, фруктов и овощей.

                    Признаки успешной адаптации ребенка к школе

  • — Удовлетворенность процессом обучения: ребёнок спокойно идёт в школу, чувствует там себя хорошо.

  • — Успешность овладения программой. Ребёнку может потребоваться помощь и дополнительное объяснение, однако в основном он быстро понимает новый материал.

  • — Уровень самостоятельности ученика при выполнении заданий. Ребёнку время от времени может потребоваться помощь близких, тем не менее с большинством заданий он справиться сам.

  • — Удовлетворенность межличностными отношениями. Первоклассник общается с одноклассниками, заводит приятельские отношения, контакт с учителем так же носит положительный характер.

Ребёнок адаптировался к школьному обучению, если к концу ноября первого класса обучения обнаруживаются признаки высокой адаптации ребёнка к школе.  Адаптационный процесс может затянутся на чуть более долгий срок — до конца декабря, что является допустимым и свидетельствует о средней адаптации ребёнка.

Низкая адаптация и дезадаптация проявляется нарастанием трудностей к концу учебного года, проявляющиеся в функциональных, психологических и социальных нарушениях.

При обнаружении низкой адаптации и дезадаптации ребёнку необходима помощь со стороны близких людей и специалистов.

Родителям важно помнить, что высокая и низкая адаптация формируется под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни ребёнка. В силах родителей помочь ребёнку, создав оптимальные условия труда и отдыха, поддержав его морально и физически, помочь ребёнку поверить в успех и добиться его совместными усилиями.

Список литературы

http://nashidetki.net/vospitanie-detej/adaptatsiya-detej-k-shkole.html

Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. Психофизиологические основы детской валеологии. — М.: 2000г.

Метрофанова Т.Ю. Методическое пособие «Диагностика и коррекция психических состояний и свойств личности в реабилитационных учреждениях системы социальной защиты аселения» — Москва, 2005

Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: издательский центр «Академия», 2003 — 176с.

Цукерман Г.А., Бугрименко Е.И., Учимся читать и писать. Школьные трудности благополучных детей. –М.: Знание 1994, 160с.

 2433cb420c449f9dec5a0a111463f4b7

Серия статей «Особенные дети» педагога-психолога Саблиной В.П.

 Статья №1 Что важно знать об аутизме?

Рождение ребёнка безусловное счастье. Малыш развивается, растёт, меняется. А что если наблюдая за ребёнком вы обратили внимание, что его развитие отличается от сверстников. Какие признаки могут указывать на ранний   детский аутизм? На что следует обратить внимание родителям, лицам их заменяющим, воспитывающим, чтобы вовремя определить диагноз? Какие основные способы лечения аутизма существуют в настоящее время?

Что же такое аутизм? Этот диагноз могут иметь дети одаренные и с сильными задержками, молчаливые и говорливые, агрессивные и апатичные. Диагноз «аутизм» ставится на основании клинический картины, руководствуясь  пятой редакцией Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5), которая была опубликована в мае 2013 года. Существует не одна форма аутизма, и все они получили одно общее название — Расстройства аутистического спектра (РАС). Клиническая картина аутизма чрезвычайно разнообразна.

 Что важно знать об аутизме? Детям с аутизмом присуще одиночество, стремление к однообразию, эхолалия (ребенок вместо нормальной речи повторяет окружающих как эхо), гиперчувствительность к сенсорным воздействиям, стереотипные движения, очень хорошая механическая память и некоторые другие признаки.

«Мы должны предположить, что эти дети приходят в мир с врожденной неспособностью к установлению обычного, биологически обеспечиваемого аффективного контакта с людьми, подобно тому, как другие дети приходят в мир с физическими или умственными недостатками» Лео Каннер.  Aффективный контакт — это эмоционально окрашенное проявление чувств, такие как, сочувствие, жалость или желание разделить радость. Нарушение аффективного контакта проявляется в чрезвычайной чувствительности ко всему тому что происходит в окружающем мире. Звуки окружающие мира, ребёнок часто воспринимает как враждебные, вызывающие страх, ощущение опасности. Чаще всего он избегает зрительных контактов, прикосновений.

Аутизм — это не одна отдельно взятая болезнь. Это комплекс симптомов и признаков. В науке такое понятие называется фенотип. Расстройства  аустического спектра часто сопровождаются с иными  эмоциональными, психиатрическими и медицинскими отклонениями в здоровье. Клиническая картина может быть сложной.

Некоторые факты об аутизме:

— В аутизм сейчас диагностируется у 1 из 68 детей: 1 из 42 у мальчиков, 1 из 189 у девочек (в США).
— Людей с аутизмом в мире  десятки миллионов.

— Аутизм встречается во всех слоях общества, во всех странах, во всех расах.
— В процентном соотношении чуть менее 50%  детей с РАС имеют средний интеллект или выше среднего.

Как же аутизм лечат?

Существуют различные методы, рассмотрим наиболее значимые из них.

Психологические поведенческие методы

  • Метод ABA (поведенческая терапия)

На сегодняшний день  одним из наиболее эффективных методов коррекции аутизма зарекомендовала себя поведенческая терапия, или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied Behavior Analysis).
Метод основан на выделении элементов положительного, хорошего поведения и их поощрения на том уровне, на котором это ребенку доступно.

  • Занятийная (трудовая) терапия

Трудотерапия или терапия занятостью направлена на улучшение моторики и координации движений аутистов, а также помогает задействовать восприятие различной информации через чувства (зрением, слухом, обонянием, осязанием).

  • Структурированное обучение ТЕАССН

Программа ТЕАССН была разработана в 1997 г. и до сих пор является одной из весьма популярных практик коррекционно-педагогической методики лечения аутизма. По ней  обучаются с помощью невербальной коммуникации с акцентом на визуализацию, для чего применяются различные наглядные пособия.

Новые навыки в процессе обучения развиваются в девяти областях: имитации, восприятия, мелкой и крупной моторики, координации рук и глаз, социальных взаимодействий, речи, познавательной способности и способности к самообслуживанию. Цель структурированного обучения ТЕАССН состоит в том, чтобы помочь пациентам выработать интуитивные и простые повседневные умения, которые в большинстве случаев формируются на основании четких расписаний и зрительных инструкций.

  • Речевая терапия и логопедия

Одним из распространенных признаков аутизма являются речевые проблемы. Некоторые аутичные дети совсем или почти совсем не используют вербальную коммуникацию, а их речь развивается достаточно медленно и часто имеет некоторые дефекты (картавость, шепелявость, нарушение грамматики и др.). Помощь речевого терапевта часто позволяет не только улучшить речевую функцию ребенка, но и повысить его психический тонус, развить потребность в вербальном взаимодействии через налаживание и развитие эмоциональных контактов.  Если ребенок совсем не разговаривает, могут использоваться специальные компьютерные программы.

Лечение лекарствами

Лекарственные препараты не способны устранить аутизм как таковой, но могут помочь снизить отдельные симптомы: агрессию и аутоагрессию, ОКР, тревожность, гиперактивность и т. д. Кроме того, с помощью медикаментов можно добиться усиления способности к концентрации внимания, победить дисбактериоз и гиповитаминоз, повысить общий иммунитет организма.

Нетрадиционные способы лечения аутизма

Нетрадиционные, в том числе народные методы лечения аутизма включают в себя ряд практик альтернативной медицины, обозначающихся в зарубежных исследованиях аббревиатурой CAM – Complementary and Alternative Medicine (дополнительная и альтернативная медицина).

К сожалению, альтернативные практики не могут излечить аутизм, но в некоторых случаях способны поднять общий тонус организма ребенка, за счет чего нельзя назвать их полностью бесполезными
Как можно распознать аутизм на ранних этапах развития ?

Окружающим людям необходимо быть внимательными и восприимчевыми ко всему тому, что происходит с ребёнком, как он проявляет себя, к чему стремиться, что предпочитает, когда он чувствует себя комфортно и когда испытывает неудобство, беспокойство, страх.

  • Наблюдайте! Помните об этапах нормального развития! Каждый ребёнок индивидуален, однако существуют общие принципы и закономерности развития. Обращайте внимание на то, чего у вашего ребёнка нет, а должно было бы быть по возрасту: речь, эмоциональный контакт, выражение лица и язык тела. Отзывается ли малыш на собственное имя, смотрит ли в глаза, играет или просто бросает игрушки, смотрит ли картинки или просто листает книжку и отбрасывает ее. Показывает ли он пальчиком или берет мамину руку и использует ее, как инструмент?

  • Отмечайте, если видите то, чего не должно было бы быть: повторяющиеся движения или слова, отрешенность, негативную реакцию на любую попытку прикоснуться, нежелание играть вместе.

  • Прислушивайтесь к внутреннему голосу! Часто мамы догадываются, чувствуют, что их ребёнок не такой, как другие.

  • Действуйте! Вовремя распознать нарушения аффективного контакта, оказать ребёнку специализированную помощь, и коррекцию — лучшее, что могут сделать близкие люди.

 Ребёнок с Расстройствами аутического спектра  особенный. Родителям, воспитателям, педагогам нужно иметь большое мужество и терпение, чтобы помочь такому ребёнку стать полноправным членом общества, на сколько это возможно.

Нам бы хотелось, чтобы девизом нашего общества были слова Лео Каннера «Каждый ребенок, равно как и каждый взрослый, нуждается всего в трех элементах: любви, принятии таким, какой он есть, и одобрении…»

Страницы: 1 2