Версия для слабовидящих

Занятие 21.05.2020 «Мотивы наших поступков»

Здравствуйте, ребята. Наши поступки по отношению к другим людям вызваны разными побудительными силами. Мы делаем что-то для других людей и потому, что симпатизируем им, любим их, и потому, что «так положено», так принято в обществе. Важно знать, что является движущей силой твоего поведения. В обществе существуют определённые правила и социальные нормы, которые всем нам хорошо известны. Однако, одно лишь знание не делает человека воспитанным и культурным. Культурным каждый из вас станет тогда, когда будит поступать правильно, по совести, не только потому, что правила так диктуют, а потому, что не может поступить иначе.

Разобраться в самом себе и в мотивах своего поведения бывает очень непросто. Давайте рассмотрим пример: ты уступил место в автобусе пожилому человеку. Почему? Можно предположить различные варианты ответа: а) ты знаешь, что существует общепринятое правило – уступать место пожилому человеку; б) видишь, что этот человек устал, сочувствуешь ему, хочешь сделать ему приятное; в) не можешь сидеть, если рядом стоит пожилой человек или маленький ребенок; г) иной вариант. Пассажиру, которому ты уступил место, в данном случае все равно, каков был твой мотив. Но тебя самого, эти мотивировки характеризуют по-разному: первый вариант свидетельствует о том, что ты умеешь себя культурно вести, второй и особенно третий – что ты культурный, нравственно воспитанный человек. Если же ты выбрал иной вариант, то подумай, чтобы это могло значить. Таким образом, воспитанность – это не только хорошие манеры, а нечто более глубокое и существенное в человеке. Это «нечто» – внутренняя культура, или интеллигентность, в основе которой лежит уважение к другому человеку. А. П. Чехов в письме к своему брату Николаю писал, какими он себе представляет воспитанных людей. Прислушайся к его словам: «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки… Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках…

Они не рисуются, держат себя на улице так же, как и дома. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: “Меня не понимают!”, потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво…» Старайся, чтобы твое поведение соответствовало нравственным понятиям. Важнейшие нравственные понятия – добро, долг, справедливость, совесть, честь, счастье. Но эти понятия постольку нравственные, поскольку выражают твое искреннее чувство. Л. Н. Толстой замечал, что «нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Нравственные понятия не являются абсолютными, раз и навсегда данными, они меняются от эпохи к эпохе. Не следует, пытаясь оправдать свое поведение или некрасивый поступок, винить во всем обстоятельства: дескать, они вынудили меня сделать так. Это неверно. В одних и тех же жизненных обстоятельствах люди ведут себя по-разному. Все зависит от их нравственной позиции. Австрийский психолог Виктор Франкл, прошедший во время Второй мировой войны через ужасы гитлеровского концлагеря, пишет: «В концентрационном лагере, например… мы были свидетелями того, что некоторые из наших товарищей вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек носит в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет актуализирована, зависит от его решения, а не от условий». Как по-разному вели себя люди в тяжелые для нашего общества

времена! Многие из тех, кого мы привыкли с детства уважать, вернее почитать, теперь выглядят по меньшей мере жалкими, а чаще – преступниками, другие же, о ком мы почти ничего не знали, вызывают глубокое уважение и благодарность за то, что они поступали по совести и всем своим поведением сохранили для потомков веру в человека. Для того, чтобы ознакомиться с определением понятия «мотив», а так же с тем, какие виды мотивов выделяют в психологии я предлагаю вам прочитать интересную статью. Скопируйте ссылку и вставьте в браузер.

https://psylogik-ru.turbopages.org/s/psylogik.ru/202-motiv.html

Сегодняшнее занятие нацелено на то, чтобы каждый из вас задал себе вопрос: «какая мотивирующая сила: стремления к людям и боязни быть отвергнутыми руководит мной?» Если скопируете ссылку, представленную ниже, и вставите её в браузер, то получите возможность пройти онлайн тест «Боязнь быть отвергнутым». Тест включает 32 утверждения. Нужно оценить, применимо ли каждое из них к вам. Сделать это следует со всеми утверждениями, ничего не пропуская; даже если затрудняетесь ответить точно, дайте тот ответ, который представляется более правдоподобным.

https://bbf.ru/tests/1712/26952/

Домашнее задание. Знание мотивов важная часть понимания себя и другого, которое начинается с ответов на вопросы: «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «что мною движет?».

Приготовьте лист бумаги и ручку. Последовательно запишите утверждения, продолжив их от своего лица: · Мне хорошо, когда… · Мне грустно, когда… · Я чувствую себя глупо, когда… · Я сержусь, когда… · Я чувствую себя неуверенно, когда… · Я боюсь, когда… · Я чувствую себя смело, когда… · Я горжусь собой, когда… · Я хочу, чтобы общаясь со мной, люди…. Это задание позволяет лучше осознать то, каковы ваши предпочтения, и характерные особенности. Теперь вам будет легче ответить на вопросы: «почему?» и «с какой целью?» вы совершаете тот, или иной поступок. До свидания, ребята. Всего вам доброго!